Одной из причин аварий летающих радиоуправляемых моделей (вертолетов и самолетов) является помеха на рабочем канале. Источником такой помехи может выступать как другой передатчик, работающий на такой же частоте или в непосредственной близости (разброс частот < 10 кГц), так и внешний неустановленный источник. Поэтому, перед каждым взлетом необходим контроль занятых частот. Самый распространенный вариант такого контроля - опрос участников полетов и проверка работоспособности радиооборудования на земле - не всегда приводит к желаемым результатам. Оптимальным вариантом для обеспечения безаварийной эксплуатации летающих моделей является использование сканера частот соответствующего диапазона.
В качестве подобного устройства могут использоваться промышленные
сканирующие приемники или специализированные частотные сканеры. Но эти устройства
достаточно дороги. С развитием элементной базы появилась возможность изготавливать
миниатюрные недорогие диапазонные сканеры, основная задача которых – индикация
каналов, на которых присутствует помеха (от другого передатчика или неустановленного
источника) и использование которых небезопасно для управления р/у моделями.
Одним из таких устройств является сканер диапазона (СК) Frequency Checker, изображение которого приведено на фото.
Основные технические характеристики:
Назначение : предназначен для проверки занятых каналов в
соответствующем частотном диапазоне.
Сканируемые диапазоны:
35 мгц - 23
канала
40 мгц – 33 канала
72
мгц - 50 каналов
Дальность:
-100-200м при использовании встроенной антенны,
- 300 – 1000м при использовании внешней
антенны
Размеры:
- 80мм х 60мм х 25мм
Питание:
- 3*элемента 1,5в
СК смонтирован в пластиковом корпусе, на лицевой
панели находятся индикаторы (светодиоды), каждый из которых может показывать
наличие помехи на соответствующем канале. На правой стороне корпуса размещен
выключатель питания, на левой – гнездо для внешней антенны.
Принцип работы СК основан на последовательном сканировании
каналов в соответствующем частотном диапазоне, определения уровня сигнала в
каждом из них и включении предупреждающего сигнала при наличии помехи. Управление
сканированием производится с помощью встроенного микроконтроллера. Сканирование
начинается сразу после включения питания. Если частота помехи попадает между
двумя сканируемыми значениями (например, 40.805 мГц и 40.815 мГц), то включатся
два ближайших к частоте помехи индикатора. На фото изображена реакция СК на
частоту помехи 40.770 мГц – горят индикаторы, соответствующие 40.665 мГц и 40.775мГц.
При высоком уровне сигнала помехи блок управления СК
включит соседние индикаторы. На фото – центральная частота 40.930 мГц, уровень
высокий – включены предупреждающие индикаторы для частот 40.925 мГц и 40.935
Мгц.
Рекомендации по применению
Рекомендации по применению СК можно свести к двум положениям:
1. Проверять наличие помехи непосредственно перед взлетом
2. В процессе полета держать индикатор на видном месте, чтобы другие участники
полетов могли видеть реально занятые каналы